История

Мировое признание


Спустя 40 лет, в 1858 г. Мастерская вновь была возвращена в Петербург, в здание Главного Адмиралтейства и вошла в состав учреждений Гидрографического Департамента.

К этому периоду в Мастерской “выделывались для строящихся судов новые инструменты, а именно судовые компасы разных систем с осветительными приборами, шлюпочные компасы с жидкостью, барометры, искусственные горизонты и лоты Брука”.

В 1861 году продукция Мастерской (шлюпочный компас с жидкостью, морской барометр, осветительный  прибор для главного компаса) демонстрировалась на выставке мануфактурных произведений в Санкт-Петербурге.

Через год - на Всемирной выставке произведений промышленности и искусства в Лондоне. Впервые выставленные за рубежом изделия, выполненные в Мастерской, были удостоены бронзовой медали. После этого ее достижения неоднократно отмечались наградами и премиями на различного рода показах и демонстрациях достижений в Париже, Венеции, Филадельфии, Чикаго, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах.

Так, в 1870 году на Всероссийской выставке мануфактурных произведений в Петербурге образцам продукции Мастерской был присужден первый разряд, что соответствовало золотым медалям, а старший мастер Гурьянов удостоился серебряной медали с надписью «За усердие».

В 1892 году за экспонированный на выставке в Санкт-Петербурге компас с приспособлением, автоматически уничтожающем влияние динамо-машины, его автор, мастер Добров был награжден бронзовой медалью.

В 1900 году, в материалах, посвященных Всемирной выставке в Париже, дается характеристика самой Мастерской: «Главное производство Мастерской состоит в изготовлении компасов и принадлежности к ним для всего Русского Флота.

Кроме того, Мастерская изготавливает барометры, протракторы и другие приборы, а также исправляет всякого рода приборы, присылаемые с судов флота и гидрографических экспедиций….» Также указывается, что «с 1870 по 1896 год объем производства возрос в 9 с лишним раз».

Развитие парового флота и переход к железному судостроению потребовали значительного усовершенствования навигационного вооружения, особенно морских компасов. В этот период значительную роль сыграли научные работы и практические изыскания русских ученых-мореплавателей П. П. Белавенца, И. П. Колонга и многих других. Так, дефлектор де-Колонга, предложенный им в 1879 году, применялся на флоте вплоть до 70-х годов 20 века. А труды русского академика А. Н. Крылова, исследовавшего вопросы, связанные с эксплуатацией магнитных компасов на современных строящихся кораблях, внесли неоценимый вклад в усовершенствование компасов, их изготовление и эксплуатацию.