Крейсер «Аврора» временно покинул Петровскую набережную

Корабль № 1 военно-морского флота легендарный крейсер «Аврора», символ эпохи и революции, впервые за несколько десятилетий покинул Петровскую набережную.

 

фото gazeta.spb.ru

С помощью буксиров величаво и торжественно пройдя по Неве вдоль пролетов разведенных Троицкого, Дворцового и Благовещенского мостов, сопровождаемый многочисленной флотилией вспомогательных разношерстных судов, яхт, катеров и шлюпок с любопытствующими, доставлен в гавань Кронштадского морского завода.

 

Тысячи горожан и гостей северной столицы в воскресенье 21 сентября 2014 года заполонили набережные Невы, водной артерии Санкт-Петербурга, став свидетелями этого удивительного зрелища.

 

 

Наша справка:

Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» водоизмещением 6731 тонн был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» 23 мая 1897 г., спущен на воду 11 мая 1900 г. и в июле 1903 г. вступил в строй боевых кораблей флота России, став третьим в серии, после «Дианы» и «Паллады». Назван в честь трехмачтового парусного фрегата русского флота «Аврора» (построен в 1835 году на Охтинской верфи Санкт-Петербурга) - героя Петропавловской обороны 1854 года.

Длина -126,8 м., ширина -16,8 м., осадка – 6,5 м., скорость – 18, 7 уз., дальность плавания – 4000 миль, экипаж 637 человек. Вооружение (первоначальное): 8х152мм, 20х75мм,8х47мм, 2-64мм – орудий, 2-надводных и 2-подводных торпедных аппаратов, 150 мин заграждения.

Заведующий компасным делом Балтийского флота полковник Н.Н. Оглоблинский в конце ХIХ века указывал, что на крейсере «Аврора» во время строительства были установлены компасы: носовой главный – на ходовом мостике, путевой – в ходовой рубке, два боевых путевых – в боевой рубке и в центральном посту, кормовой главный – на ком. площадке, кормовой путевой – у штурвала кормового мостика, аварийный – в румп. отделении. В качестве главных и путевых использовались 7.5 сухие английские компасы Джона Грея.

В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток (октябрь 1904 - май 1905 гг.), крейсер «Аврора» принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года.

В течение 1906-1912гг., реконструированный как учебное судно для гардемаринов Морского корпуса, крейсер посетил порты многих стран мира. Во время Первой мировой войны крейсер «Аврора» активно участвовал в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров.

 

В 1916 году, в ходе капитального ремонта, английские сухие компасы на крейсере были заменены на отечественные жидкостные, -  более современные, качественные и надежные. Изготовила их Мастерская мореходных инструментов в 1913 году. Интересно, что спустя  90 лет реставрировать их будет  ОАО «Штурманские приборы», правопреемница Мастерской.

В 1917 г. экипаж «Авроры» активно участвует в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции. В 1922-1923 гг. одним из первых на Балтике введен в строй и стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940г., проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ.

Во время Великой Отечественной войны орудия «Авроры» громили врага на 9-ти сухопутных позициях и бронепоезде «Балтиец».

В 1948 г. крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища.

С 1956 года - филиал Центрального Военно-морского музея.

Капитальный ремонт "Авроры" проводился 30 лет назад. При этом предстоящий доковый ремонт - только первый этап запланированной реставрации. Следующие этапы ремонта намечены на 2015 и 2016 годы.