Сенсационная находка

Опубликовано 03 Октября 2016 года в 15:41:13
Просмотров: 3308

Магнитный компас  типа КП (127 мм магнитный компас), произведенный в Мастерской мореходных инструментов в начале прошлого века, входил в состав штурманского вооружения  российской  подводной  лодки «Сом», погибшей 100 лет назад после столкновения с пароходом «Онгерманланд» и  обнаруженной поисковой командой в июне 2015 года в территориальных  водах Швеции.

 

К такому предварительному выводу пришел старший научный сотрудник кандидат технических наук  Л. А. Кардашинский–Брауде, изучив предоставленные для ознакомления материалы.

Как,  в частности, отметил Леонид Александрович,  «на  полученной фотографии изображен визуальный магнитный компас типа КП (127-мм магнитный компас), разработанный в 1905 году под руководством капитана 1 ранга Н. Н. Оглобинского, начальника компасной части Гидрографического управления Морского Ведомства.

Компас изготовлен  в Мастерской мореходных инструментов (реорганизована в  Завод мореходных инструментов в 1931 году, затем в 1939 году – в Завод штурманских приборов, - прим. Ред.).  Котелок компаса установлен на нактоузе и, по всей вероятности, находился в ограждении рубки подводной лодки. После аварии 100 лет пробыл в морской воде.

Основные тактико-технические характеристики  компаса:

 

Если предположения Кардашинского – Брауде подтвердятся, то  данная находка станет если не  сенсационной, то более чем удивительной. После  векового нахождения в воде компас прекрасно сохранился, став воистину  уникальным  объектом, настоящим  памятником  истории отечественного морского приборостроения. Что само  уже говорит о высоком качестве  выпускаемой продукции.

 

Справка.

По сообщению ИТАР-ТАСС,  подводная лодка "Сом" - экспериментальная, затем головная в серии субмарина, разработанная под руководством американского инженера Артура Леопольда Буша. Построена в 1901-1902 годах по проекту Holland VIIR на верфи Crescent Shipyard в Элизабете, шт. Нью-Джерси, США.

Заложена в 1901 году под именем Fulton, спущена на воду 2 июня 1901 года. До 1904 года в рекламных целях проходила испытания в США.

28 апреля 1904 года при посредничестве товарищества Невского судостроительного и механического заводов (Санкт- Петербург) была приобретена Российским императорским флотом. 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства зачислена в состав Сибирской флотилии под именем "Сом". В июле 1904 года лодка в частично разобранном виде была доставлена пароходом из Нью-Йорка в Кронштадт и к 6 сентября достроена на Невском заводе. 26 сентября субмарина вступила в строй, в октябре прошла испытания в Морском канале.

В связи с началом Русско-японской войны в декабре 1904 года доставлена железной дорогой во Владивосток, 1 января 1905 года зачислена в Отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского отряда крейсеров. В феврале 1905 года подлодка приведена в боевую готовность. До окончания Русско-японской войны успела совершить в окрестностях Владивостока несколько боевых походов под командованием лейтенанта князя Владимира Трубецкого.

В 1913 года прошла капитальный ремонт, вместо бензинового был установлен дизельный двигатель.

В декабре 1914 года - январе 1915 года перевезена из Владивостока в Севастополь. Вошла в состав 4-го дивизиона бригады подводного плавания Черноморского флота. Совершила несколько выходов в составе отряда судов, сформированного для обороны Одессы.

В августе - сентябре 1915 года перевезена в Петроград, где пополнила состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря. В 1915-1916 годах базировалась в Мариенхамне (ныне территория Финляндии). Несла дозорную службу в южной части Ботнического залива.

10 мая 1916 года в 4 часа утра, осуществляя патрулирование в районе Аландских островов (в то время входивших в состав Российской империи), погибла при столкновении со шведским пароходом Angermanland ("Ингерманланд").

Трагедия унесла жизни 18 членов экипажа во главе с командиром лейтенантом Хрисанфом Бугураевым (2 офицера и 16 матросов).

Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/info/2149149

 

Российская подводная лодка «Сом»  относящаяся к первому поколению строевых субмарин отечественного флота обнаружена в июне 2015 года, исследовательской группой дайверов в территориальных водах Швеции, спустя 100 лет после гибели.