Перспективы применения навигационного оборудования российского производства в средне и малотоннажном кораблестроении - Доклад третий

Опубликовано 09 Июля 2001 года в 20:45:19
Просмотров: 3473

Начальник Гос. НИНГИ МО РФ, контр-адмирал С.П. Алексеев.

Столетие назад казалось, что все крупные проблемы навигации решены. Основным средством курсоуказания в море оставался все тот же прибор эпохи Великих географических открытий – магнитный компас, а основными методами определения координат – астрономические, с помощью морского секстана и хронометра, что не требовало затрат энергии.Но в 20 веке произошло бурное развитие навигационной науки и морских средств навигации.

Сегодня морские средства навигации (МНС) являются важнейшим компонентом системы обеспечения навигационной безопасности, как военного, так и общего мореплавания, военного кораблевождения, а также составляют основу системы навигационной подготовки и наведения современных комплексов высокоточного морского оружия.МНС обеспечивают высокоточное навигационное координирование минных и противоминных, десантных операций, гидрографических и других специальных работ, на морских акваториях и прилегающих к ним участках побережья.

Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографических институт МО РФ (ГОС. НИНГИ) постоянно разрабатывает целевые комплексные программы развития автономных средств навигационных комплексов подводных лодок и надводных кораблей, высокоточных средств коррекции, средств навигационного оборудования берегового и морского базирования.

Научные исследования, проведенные в Институте совместно с другими научными учреждениями, позволили обосновать создание единой среднеорбитной спутниковой навигационной системы для потребителей различного назначения.

Усилиями нашей отечественной промышленности такая система, получившая название ГЛОНАСС, была создана, и ее первая очередь сдана в эксплуатацию в 1993г.

Внедрение этой системы позволяет всем движущимся объектам, где они не находились – на суше, на море или в воздухе – глобально, непрерывно, автоматически и с высокой точностью (60м и точнее) и надежностью получить свое место в единой координатновременной системе. Именно поэтому ГЛОНАСС должен стать основой единого радионавигационного поля (ЕРНП), включающего и радионавигацию наземного базирования, концепция которого разработана Институтом в интересах не только Министерства Обороны, но и гражданских ведомств, включая все виды транспорта.

Совместная обработка навигационных параметров от различных радионавигационных систем значительно повысит боевую устойчивость и целостность системы НГО.

Для приема и обработки сигналов различных радионавигационных систем создан и испытан комплексированный приемоиндикатор РЩ, а для использованияя импульснофазовых станций – КПИ–8Ф. В настоящее время Военно-Морской флот (ГУНиО МО РФ) совместно с Минтрансом РФ разработал и реализует «Межведомственную комплексную программу по созданию в России морской дифференциальной подсистемы глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/ GPS (МДНС), повышающей точность навигационных определений до 5 метров с вероятностью 0, 95 при передаче дифференциальных поправок в радиомаячном диапазоне.

В качестве навигационной аппаратуры потребителей НАП среднеорбитных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS в ВМФ принята на вооружение система «Бриз».

Большое внимание в Гос. НИНГИ уделяется вопросам создания навигационных информационных систем с отображением электронной карты (ЭНИС), решение которой следует рассматривать как реальное повышение точности и безопасности кораблевождения. В этой области уже имеется значительный положительный опыт морских испытаний и эксплуатации систем, использующих наборы электронных карт, созданных Центральным картографическим производством ВМФ.

Потери в связи с распадом СССР приборостроительной базы в бывших союзных республиках существенно осложнили задачи оснащения кораблей, судов и береговой инфраструктуры некоторыми средствами навигационного оборудования и морскими средствами навигации.Это касается, прежде всего, гидроакустических измерителей скорости и глубины.

В этой обстановке Гос. НИНГИ инициативно совместно с предприятием НПК «Проэлектроника» разработал российский эхолот НЭЛ-20К.

Продолжают совершенствоваться традиционные курсоуказатели и измерители скорости (относительные лаги) по пути повышения уровня надежности, автоматизации включения, запуска, уменьшения массогабаритных характеристик и энергопотребления, упрощения технического обслуживания.

Это станет возможным с внедрением в перспективе системы новейших технологий и современной электронно-вычислительной техники.В области магнитных автономных компасов и относительных лагов по преж-нему наибольшим опытом и потенциалом обладает завод «Штурманские приборы».

Все перечисленные навигационные датчики включаются в навигационные комплексы (НК), развитие которых идет по пути увеличения точности выработки и времени хранения навигационных параметров, а также расширения их номенклатуры.