Отчет о конференции от 17 сентября 2002 - Состояние и перспективы развития технических средств обеспечения безопасности плавания кораблей и судов флота - ТЕЗИСЫ доклада руководителя группы радио и навигационного оборудования (Главное управление Российског

Опубликовано 17 Сентября 2002 года в 21:48:10
Просмотров: 6419

В соответствии с процедурой принятия и вступления в силу Поправок к МК СОЛАС-74, с 1 января 2002 года эти Поправки считаются принятыми окончательно поскольку к этой дате свои возражения официально не выразило требуемое количество Договаривающихся Правительств. В частности, отклонение Поправок возможно только при условии, что свои возражения официально выразят более одной трети Договаривающихся правительств или Договаривающиеся правительства, общий торговый флот которых по валовой вместимости составляет не менее 50% мирового торгового флота. Таким образом, в настоящее время мы находимся в самой активной стадии подготовки к тому, что с 01 июля 2002 года вступит в силу новая редакция главы V "Безопасность мореплавания" МК СОЛАС-74.

 

О мероприятиях, проводимых Российским Морским Регистром Судоходства в рамках подготовки к вступлению в силу новой редакции главы V МК СОЛАС-74

С принятием в декабре 2000 года на 73-ей сессии Комитета Международной Морской Организации (ИМО) по безопасности на море Поправок к Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море (МК СОЛАС-74), которые включают в себя новую редакцию главы V "Безопасность мореплавания", кардинально меняются требования к оснащению морских судов навигационным оборудованием. В соответствии с процедурой принятия и вступления в силу Поправок к МК СОЛАС-74, с 1 января 2002 года эти Поправки считаются принятыми окончательно поскольку к этой дате свои возражения официально не выразило требуемое количество Договаривающихся Правительств. В частности, отклонение Поправок возможно только при условии, что свои возражения официально выразят более одной трети Договаривающихся правительств или Договаривающиеся правительства, общий торговый флот которых по валовой вместимости составляет не менее 50% мирового торгового флота. Таким образом, в настоящее время мы находимся в самой активной стадии подготовки к тому, что с 01 июля 2002 года вступит в силу новая редакция главы V "Безопасность мореплавания" МК СОЛАС-74.

Очень кратко об области применения новой редакции главы V. Прекрасно известно, что распространяться она будет ко всем судам, совершающим любые рейсы, за исключением военных кораблей, вспомогательных военно-морских или иных судов, владельцем или оператором которых является Договаривающееся Правительство, и используемых только в правительственных некоммерческих целях. Однако, хотелось бы обратить особое внимание на то, что в этом же Правиле 1 Главы V записано, что поощряются последовательные действия Администраций, направленные на приведение вышеупомянутых судов в соответствие с требованиями этой главы. Таким образом, задекларирован по существу совершенно новый подход к обеспечению навигационной безопасности международного судоходства, когда Международная Конвенция впервые предлагает Правительствам стремиться к тому, чтобы безопасность мореплавания гражданских судов и военных / вспомогательных кораблей обеспечивалась одинаковыми методами и с использованием одинакового состава навигационного оборудования и систем. По какому пути реально пойдет развитие этого направления зависит от решений Правительств и сейчас судить об этом очень сложно, но несомненно то, что такой подход к обеспечению безопасности мореплавания весьма перспективен.

Кроме того, Морские Администрации стран, подписавших Конвенцию СОЛАС, должны принять решения в какой степени отдельные Правила Главы V будут применимы к судам валовой вместимостью менее 150, совершающим любые рейсы; судам валовой вместимостью менее 500, не совершающим международные рейсы, и рыболовным судам. Также соответствующим Правилом Главы V определены права Морских Администраций предоставлять на определенных условиях отдельным судам частичные изъятия или разрешать эквивалентные замены, если любое такое судно выполняет рейс, в котором максимальное удаление от берега, длительность и характер рейса, отсутствие общих навигационных опасностей или иные условия, воздействующие на безопасность мореплавания, являются таковыми, что полное выполнение положений данной главы оказывается нецелесообразным или излишним. При этом Морская Администрация государства должна учитывать то влияние, которое это изъятие или равноценная замена могут оказать на безопасность других судов. Именно на это хотелось бы обратить особое внимание, поскольку без четких и своевременных решений по таким категориям судов и возможным изъятиям/заменам, которые должны быть приняты на уровне Морских Администраций, будет невозможно осуществлять технический надзор за проектированием, строительством и эксплуатацией судов, к которым требования Главы V Конвенции СОЛАС применимы не в полной мере.

В развитие вышесказанного хотелось бы сообщить, что Главное управление Российского Морского Регистра Судоходства, в соответствии с указанием Генерального директора, в мае 2001 года направило в Морские Администрации Украины, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана обращения с просьбой по принятии решения о применимости новой редакции главы V к вышеперечисленным категориям судов информировать об этом Регистр. К сожалению, по состоянию на 1 марта 2002 года получен ответ только от Морской Администрации Туркменистана. Хочется надеяться, что Морские Администрации ускорят рассмотрение этого вопроса, принимая во внимание крайне малый период времени, который остается до 01 июля 2002 года. Принятия таких решений ждут судовладельцы и операторы судов, проектные организации и органы, осуществляющие технический надзор за судами.

Главное управление Регистра планирует после получения от Морских Администраций решений по вышеупомянутым вопросам, информировать свои подразделения с тем, чтобы технический надзор за выполнением МК СОЛАС-74 осуществлялся в полном соответствии с требованиями конкретных Администраций.

Подразделения Российского Морского Регистра Судоходства в свою очередь будут доводить информацию о принятых Администрациями решениях до сведения судовладельцев, операторов судов, других заинтересованных организаций с тем, чтобы выполнение новых требований не превращалось в шквальные порывы накануне вступления их в силу.

В качестве примера положительного начинания в этом направлении необходимо отметить действия Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству, который, выступая в качестве федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, как это определено Кодексом торгового мореплавания, то есть, по существу являясь Морской Администрацией России в отношении рыбопромысловых судов, издал Приказ № 141 от 25 марта 2002 года "О введении в действие Руководства по применению положений Правил 15 - 28 главы V Конвенции СОЛАС-74 к рыболовным судам России." Пунктом 3.2 этого приказа предусмотрено, что Российский морской регистр судоходства будет осуществлять технический надзор за оснащением рыболовных судов России навигационным оборудованием в соответствии с утвержденным Руководством. В ближайшее время это Руководство будет направлено в подразделения Регистра для использования в работе.

Возвращаясь к требованиям новой редакции главы V МК СОЛАС-74 хотелось бы отметить, что уже сейчас подразделения Российского Морского Регистра Судоходства учитывают их в полной мере в отношении проектируемых судов, которые будут построены после 01 июля 2002 года, руководствуясь при этом циркулярным письмом Главного управления Регистра № 011-2.5МК-2318ц от 31.01.2001 г., в котором изложены положения новой редакции главы V МК СОЛАС-74, относящиеся к компетенции Российского Морского Регистра Судоходства, как органа технического надзора. Такие заблаговременные действия на наш взгляд вполне оправданы, поскольку в противном случае, может случиться так, что еще не построенное судно, после 01 июля 2002 года, потребует значительного дооборудования. К сожалению, приходится констатировать, что поскольку в последние годы зачастую период времени от создания проекта судна до завершения строительства растягивается на многие годы, возникает длительная переписка с целью выяснения степени необходимого дооборудования судна и, что наиболее болезненно, определения источника финансирования.

Немало проблем уже сейчас возникает и со строительством серий судов, когда несколько судов уже построено на соответствие требованиям действующей главы V, а продолжение строительства других судов серии требует корректировки проекта, его переодобрения, решения ряда других проблем, в том числе и финансовых. Во избежание возникновения различных споров в отношении судов, которые строятся сейчас, в своего рода переходный период, считаем целесообразным чтобы заводы-строители на каждое такое судно выдавали соответствующий документ, который бы фиксировал дату постройки судна, принимая во внимание при этом определение "построенное судно", которое дано в Правиле 2 новой редакции главы V МК СОЛАС. В частности, построенным судном считается судно, которой находится в одной из следующих стадий постройки:

На наш взгляд такой документ от завода-строителя судна должен быть двуязычным (русский/английский), что особенно важно в отношении судов, которые будут совершать международные рейсы, поскольку в связи возросшей активностью портовых властей в рамках различных Меморандумов, нами ожидается большое количество предъявления претензий к судам в отношении дооснащения их навигационным оборудованием, которое не требуется действующей главой V МК СОЛАС, либо наличие которого зависит от даты постройки судна. Было бы крайне желательно, чтобы судовладельцы и заводы-строители обратили на это самое пристальное внимание, с тем чтобы в будущем избежать различных недоразумений и лишних финансовых потерь.

В отношении требований к срокам оснащения навигационным оборудованием и системами существующих судов и судов, которые еще будут построены до 1 июля 2002 года, то к ним применимы только следующие три пункта новой редакции главы V:

  1. В частности, все такие суда (существующие и построенные до 1 июля 2002 года) независимо от их размеров, не позднее даты первого освидетельствования оборудования и снабжения должны быть оснащены приемником глобальной навигационной спутниковой системы или наземной радионавигационной системы, пригодным для постоянного использования во время предполагаемого рейса для определения и корректировки текущих координат судна автоматическими средствами. После выполнения этого требования отпадает необходимость в обязательном наличии на судах радиопеленгатора, который по существу прекращает свое существование в качестве конвенционного оборудования и, скорее всего, в самое ближайшее время будет демонтирован практически на всех судах. Таким образом, в период с 01 июля 2002 года по 01 июля 2003 года прекратится выдача на суда многочисленных Свидетельств об изъятии, освобождающих от необходимости иметь радиопеленгатор.

  2. Принципиально новый тип оборудования, который будет требоваться к обязательной установке на существующих судах и судах, построенных 1 июля 2002 года или после этой даты, - это аппаратура автоматической идентификации судов (АИС). В отношении этого оборудования новой редакцией главы V предусмотрено поэтапное оснащении судов. Этапы оснащения аппаратурой АИС судов валовой вместимостью 300 и более, совершающих международные рейсы, грузовых судов валовой вместимостью 500 и более, не совершающих международные рейсы, и пассажирских судов, независимо от размера, таковы:

    Суда, совершающие международные рейсы, построенные до 1 июля 2002 г.:

    • пассажирские суда - оснащение не позднее 1 июля 2003 г.
    • танкера - оснащение не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2003 г.
    • cуда, которые не являются пассажирскими судами и танкерами, валовой вместимостью 50000 и более - оснащение не позднее 1 июля 2004 г.
    • cуда, которые не являются пассажирскими судами и танкерами, валовой вместимостью 10000 и более, но менее чем 50000 - оснащение не позднее 1 июля 2005 г.
    • cуда, которые не являются пассажирскими судами и танкерами, валовой вместимостью 3000 и более, но менее чем 10000 - оснащение не позднее 1 июля 2006 г.
    • cуда, которые не являются пассажирскими судами и танкерами, валовой вместимостью 300 и более, но менее чем 3000 - оснащение не позднее 1 июля 2007 г.

    Суда, не совершающие международные рейсы, построенные до 1 июля 2002 г. - оснащение не позднее 1 июля 2008 г..

    Необходимо отметить, что пунктом 2.4.4 Правила 19 предусмотрено, что Администрации могут освободить существующие суда от выполнения требований в отношении оснащения их аппаратурой АИС при условии, что суда будут постоянно выведены из эксплуатации в течение двух лет после дат, указанных выше.

  3. В результате бурных дискуссий при подготовке Поправок и при их принятии определен следующий порядок оснащения регистраторами данных рейса (РДР) существующих судов, совершающих международные рейсы:

    • пассажирские суда типа ро-ро, построенные до 1 июля 2002 г., - не позднее первого освидетельствования после 1 июля 2002 г.
    • пассажирские суда, которые не являются пассажирскими судами типа ро-ро, построенные до 1 июля 2002 г., - не позднее 1 января 2004 г.

    В отношении оснащения регистраторами данных рейсов судов, которые будут построены 01 июля 2002 года и после этой даты, предусматривается распространение этого требования на следующие категории судов, совершающих международные рейсы:

    • все пассажирские суда
    • cуда валовой вместимостью 3000 и более, которые не являются пассажирскими

    И здесь, по аналогии со сказанным выше в отношении аппаратуры АИС, необходимо отметить, что пунктом 2 Правила 20 предусмотрено, что Администрации могут освободить суда, построенные до 01 июля 2002 года, за исключением пассажирских судов типа ро-ро, от выполнения требования в отношении оснащения регистратором данных рейса, при условии, что будет показана нецелесообразность и практическая неосуществимость подключения регистратора данных рейса к существующему судовому оборудованию, информация от которого должна фиксироваться РДР.

Таким образом, и в отношении аппаратуры АИС и в отношении регистраторов данных рейса Администрациями, также как и в отношении ранее упомянутых малых и рыболовных судов, должны быть приняты определенные решения, контроль за выполнением которых будут осуществлять органы технического надзора. Еще раз хочется выразить надежду, что такие решения будут приняты своевременно.

Вопрос о мероприятиях, которые уже проведены Главным управлением Российского Морского Регистра Судоходства в рамках подготовки к вступлению в силу Поправок 2000 года к МК СОЛАС-74 уже затрагивался выше. В развитие этого вопроса хотелось бы сообщить о том, что еще сделано в этом направлении. В частности, Главным управлением Регистра подготовлено и направлено в адрес всех подразделений РС циркулярное письмо № 002-28-16832 от 18.07.2001 г., в котором разъяснена процедура выдачи после 01 июля 2002 года документов РС, предусмотренных МК СОЛАС-74 (в частности, Свидетельства о безопасности пассажирского судна, Свидетельства о безопасности грузового суда, Свидетельства о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению), а также определен порядок освидетельствования после этой даты навигационного оборудования существующих судов. Вышеуказанное письмо дополнялось письмом № 002-28-3089 от 06.02.2002 г, в котором подразделениям Регистра даны соответствующие уточнения по вопросу оформления судовых документов.

Подготовлены новые формы следующих судовых документов:

В соответствии с пунктом 15 "Плана мероприятий по вводу в действие и выполнению требований новой главы V МК СОЛАС", утвержденного Первым заместителем Министра транспорта РФ, Российским Морским Регистром Судоходства подготовлен и опубликован Бюллетень № 3 изменений и дополнений к Правилам по оборудованию морских судов, в котором кардинально изменена часть V "Навигационное оборудование". Принимая во внимание, что до 01.07.2002 года осталось всего несколько месяцев, этот Бюллетень выпущен отдельным изданием, в котором содержатся изменения и дополнения только к части V "Навигационное оборудование", что более удобно для пользователей. В соответствии с действующими процедурами РС, проект Бюллетеня № 3 обсужден на заседании секции "Судовое радио и навигационное оборудование" Научно-технического совета Регистра, согласован с ЦНИИ морского флота и институтом Гипрорыффлот, рассмотрен и утвержден на заседании редакционной коллегии Ресгистра.

Главным управлением Регистра подготовлено и направлено в подразделения РС циркулярное письмо № 011-6.5МК5-23583ц от 10.10.2001 г. с разъяснением процедуры оснащения судов приемоиндикаторами глобальной навигационной спутниковой системы или наземной радионавигационной системы в соответствии с требованиями пункта 1.2.2 Правила 19 новой редакции главы V МК СОЛАС-74. Указанное письмо дополнялось письмом № 011-6.4МК5-29951ц от 25.12.2001 г., в котором уточнялся вышеупомянутый порядок оснащения приемоиндикаторами в отношении судов, совершающих плавание под флагом Российской Федерации.

Для информации можно сообщить, что Главным управлением Российского Морского Регистра Судоходства было подготовлено Положение о порядке предоставления изъятий и эквивалентных замен, которое рассмотрено и утверждено Государственной службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации, после чего было направлено в подразделения РС для информирования судовладельцев и использования в работе.

Таковы основные мероприятия, которые проведены и проводятся Российским Морским Регистром Судоходства в рамках подготовки к вступлению в силу требований новой редакции главы V к МК СОЛАС-74.

Несмотря на немалый объем работ который уже проведен, вопросов и проблем еще остается немало и хочется выразить надежду, что тесное взаимодействие всех сторон, вовлеченных в международное судоходство, несомненно позволит обеспечить выполнение новых требований Конвенции СОЛАС, направленных на повышение безопасности мореплавания.