Отчет о конференции от 17 сентября 2002 - Состояние и перспективы развития технических средств обеспечения безопасности плавания кораблей и судов флота - ТЕЗИСЫ доклада ведущего специалиста ОАО "Штурманские приборы" к.т.н.Кардашинского-Брауде Л.А.

Опубликовано 17 Сентября 2002 года в 22:01:57
Просмотров: 3116
Теория девиации магнитного компаса создана академиками Симеоном Дени Пуассоном, Иваном Петровичем де-Колонгом и рядом других ученых. Морские компасы сейчас являются дублирующими и аварийными курсоуказателями. Дублирование состоит в сопоставлении значений курса, индицируемого магнитными компасами, со значениями курса, выработанного гидокурсоуказателями. Сличение показаний осуществляется периодически визуально или при использовании дистанционных компасов непрерывно и автоматически. Аврийными компасами сейчас являются только стрелочные, чувствительные элементы которых не нуждаются в электропитании. Для придания неавтономным электронным компасам качеств аварийных необходимо:

Назначение и эксплуатационные возможности современных морских магнитных компасов

Современные морские магнитные компасы могут быть разделены на две группы: на стрелочные и индукционные (электронные). Стрелочные компасы прошли многовековой путь развития. В теорию их устройства большие вклады сделали академики Вильям Томсон (лорд Кельвин) и Алексей Николаевич Крылов. Теория девиации магнитного компаса создана академиками Симеоном Дени Пуассоном, Иваном Петровичем де-Колонгом и рядом других ученых. Морские компасы сейчас являются дублирующими и аварийными курсоуказателями. Дублирование состоит в сопоставлении значений курса, индицируемого магнитными компасами, со значениями курса, выработанного гидокурсоуказателями. Сличение показаний осуществляется периодически визуально или при использовании дистанционных компасов непрерывно и автоматически. Аврийными компасами сейчас являются только стрелочные, чувствительные элементы которых не нуждаются в электропитании. Для придания неавтономным электронным компасам качеств аварийных необходимо:

  1. Уменьшить потребляемую ими мощность для встраивания в них аккумуляторов, обеспечивающих автономную работу в течение нескольких суток
  2. Сконцентрировать весь компас в одном конструктиве
  3. Повысить эксплуатационную надежность до значения, присущего визуальным стрелочным компасам

Первые два требования выполнены. Последнее в ближайшей перспективе невыполнимо. Поэтому следует использовать на судах только стрелочные компасы. Исключение может быть сделано только для спортивных и прогулочных плавсредств прибрежного плавания. Такова зарубежная практика, закрепленная в международной конвенции "Солас-74".

В современной редакции этой конвенции указано обязательное наличие на судах с водоизмещением 300 тонн и более не только визуальных, но и компасов с дистанционными электрическими передачами.

Учитывая это, ОАО "Штурманские приборы" разработано и изготавливает гамму стрелочных компасов типа Км 115 (от визуального шлюпочного до дистанционного основного или путевого компаса) для судов малого и среднего водоизмещения и кораблей ВМФ.

Погрешность измерения компасами магнитного курса судов и кораблей не превосходит погрешность современного знания магнитного склонения на большинстве акваторий не превышает ±0,5°. Креднеквадратичная ошибка выработки дистанционными компасами истинного курса не превышает ±0,7°.