Гаврищук В.В. - Методы определения абсолютной скорости корабля на радионавигационных мерных линиях

Опубликовано 07 Февраля 2007 года в 19:39:19
Просмотров: 6305

В документе [1] приведены методические указания при определении скорости корабля и поправок лага с использованием высокоточных спутниковых систем. Предлагаемая методика определения абсолютной скорости в дополнение к методике, приведенной в указанном документе, обеспечивает "непрерывное" (в дискретные моменты времени) определение абсолютной скорости корабля (скорости относительно грунта).

С этой целью разработан програмно-аппаратный комплекс, структурная схема которого приведена на Рисунке 1, представляющий собой персональный компьютер, сопряженный с датчиками навигационной информации через расширитель последовательного интерфейса RS232 по протоколу NMEA-0183.

С использованием навигационной аппаратуры потребителей спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и NAVSTAR производятся определение местоположения объекта, его абсолютной скорости и путевого угла. На основании этой информации в PC производится вычисление "эталонных" значений абсолютной скорости, используемых для оценки точностных характеристик поверяемого измерителя относительной скорости (лага).


Рисунок 1

Аппаратура СНС запрограммирована на выдачу двух предложений по протоколу NMEA-0183 PORZE - набор данных GPS и PORZD - среднеквадратичная погрешность координат (СКП), форматы которых имеют следующий вид:

Решение задачи определения "эталонной" скорости производится в ортодромической системе координат. Центр ортодромической системы координат определяется географическими координатами, как показано на Рисунке 2.


Рисунок 2

Преобразование измеренных СНС географических координат долготы ( и широты ( к ортодромическим прямоугольным координатам X,Y производится по формулам пересчета географических координат в геоцентрические с последующим пересчетом последних в ортодромические:

Разность между "эталонным" значением относительной скорости и измеренным лагом выводится на индикацию на дисплей ПК, а также записываются в память ПК для статистического анализа и формирования протокола результатов оценки точности относительного лага. Использование программно-аппаратного комплекса и предлагаемой методики позволяет:

Используемая литература

  1. Методические указания по определению скорости корабля на радионавигационных мерных линиях Балтийского флота.
  2. Гидрографическая служба Балтийского флота. Калининград, 2000 год.