История

Мировое признание

В 1858 году  Мастерскую подчиняют  Гидрографическому Департаменту  и размещают  в здании  Главного  Адмиралтейства.

Утверждены содержание - "выдавать ежегодно по десять тысяч рублей" и штат учреждения, состоящий из начальника, им назначен полковник  Харитонов,  его помощника и 25-ти казенных мастеровых. Определены  задачи, стоящие перед Мастерской: «Все инструменты прежде выдачи их на суда и в экспедиции предварительно просматривать и исправлять. Выделывать для строящихся судов новые инструменты, а именно, судовые компасы разных систем с осветительными приборами, шлюпочные компасы с жидкостью, барометры, искусственные горизонты и лоты Брука».

Удовлетворительному решению вопросов, требующих серьезных теоретических и научных познаний в эти годы Мастерской удалось благодаря исследованиям и практическим изысканиям  офицеров русского флота П. П. Белавенца и И. П. Де-Колонга, положившим начало отечественной школы компасного дела.

Развитие парового флота и переход к железному судостроению потребовали значительного усовершенствования  морских компасов, с учетом влияния на них судового железа.

Согласно архивной информации, новейшие разработки в этот период активно выставляются на отечественных и международных выставках, при этом  «тщательность и заботливость исполнения  работ Мастерской на первых же порах получает должную оценку знатоков».

Так, в 1861 году продукция Мастерской (шлюпочный компас с жидкостью, морской барометр, осветительный прибор для главного компаса) демонстрировалась на выставке мануфактурных произведений в Санкт-Петербурге.

Изделия, представленные в 1862 году в Лондоне на Всемирной выставке произведений промышленности и искусства, были удостоены бронзовой медали.  А компас, усовершенствованный Харитоновым (колпак к главному компасу, облегчающий пеленгование ночью и при дожде, а также  приспособление для уменьшения колебаний картушки с помощью двойного котелка), особо отмечен «за значительные улучшения, сделавшие его более удобным в эксплуатации».

В 1869 году на Всемирной выставке в Париже компасы Мастерской мореходных инструментов заслужили награду первого разряда. В 1870 году на Всероссийской выставке мануфактурных произведений в Петербурге  образцам продукции Мастерской был присужден первый разряд, что соответствовало золотым медалям, а старший мастер Гурьянов удостоился серебряной медали с надписью «За усердие».

Весной 1875 года, занимаясь постановкой лабораторного практикума, И. П. де-Колонг изобрел конструкцию первого вертикального дефлектора. Этот уникальный прибор, выпускаемый Мастерской, со временем технически усовершенствованный, получил в руках специалистов самое разнообразное применение при решении множества задач, связанных с определением и уничтожением девиации. Удивительно, но по сей день он является востребованным девиационным прибором во флоте.

С  1876 года   уже под руководством нового начальника подпоручика  Штемпеля Мастерская  приступает к выпуску усовершенствованных  собственными силами компасов системы Кебке.  Котелок такого компаса подвешивался на гуттаперчевых шнурках для ослабления  сильных колебаний картушки, например, во время стрельбы из  корабельных орудий.

Благодаря модернизации улучшаются характеристики протракторов, пантографов и других инструментов, выпускаемых Мастерской.  Так, с 1877 года протрактор выполнялся с таким расчетом, «что ножки его можно было раздвинуть более, чем на 240 градусов для прокладки тупых углов, к ножкам приспособлено микрометренное движение, а диаметр круга увеличен настолько, что без лупы можно было отсчитать одну минуту». Изготовление морских барометров стало более тщательным - исполнялся точный расчет делений шкалы и сужения трубки для уменьшения влияния качки, проводилась должная очистка ртути.  С 1878 года вместо компасов Кебке Мастерская освоила  выпуск  компасов Грея, модернизировав его.  Суть изменений  заключалась  в использовании двойных компасных котелков, где один из котелков размещался на упругих подвесах внутри другого, в заполненном жидкостью пространстве, что значительно ослабляло силу внешнего удара.

С развитием теории магнитно-компасного дела и судостроения в целом, преображается и сам компас. Все лучшее, что было достигнуто к этому времени, вобрал  в себя  магнитный компас английского изобретателя Томсона, представленный им впервые  на Всемирной Парижской выставке в 1878 году.  Под руководством  И. П. Де-Колонга компас Томсона был усовершенствован, всесторонне испытан и стал серийно производиться в Мастерской мореходных инструментов для оснащения кораблей отечественного флота.

С развитием миноносного флота  в 80-х годах Мастерская приступает к выпуску ряда компасов системы, предложенной Де-Колонгом, причем почти ежегодно в них вводятся все новые и новые усовершенствования.

В 1882 году в Мастерскую  для работы были приглашены  лучшие в своем деле мастера известного механика Брауэра, после его смерти.  Благодаря их опыту и умениям удалось  усовершенствовать секстаны, теодолиты и другие подобные инструменты. В 1883 году Мастерской удалось добиться такого состава краски для покрытия внутренности котелков, что налитая в них жидкость долгое время сохраняла чистоту и прозрачность. А в 1884 году  барон Штемпель создал новый прибор, названный магнитометром или наклонной картушкой, предназначенный для определения вертикальной и горизонтальной магнитной силы. Прибор состоял из обыкновенной картушки с системой легких стрелок, которая свободно принимала наклонное положение. Чувствительность прибора и удобство применения на судах оказались выше, чем у используемых до тех пор.

В 1884 году,  после окончания  с отличием Морского училища, в  компасный отдел  Мастерской поступает А. Н. Крылов, будущий академик, где под руководством своего наставника И. П. Де-Колонга  проводит научные  исследования по девиации магнитных компасов.

С увеличением скорости судов возникла необходимость создания приспособлений для уменьшения вибраций и тряски  компаса.  В 1885 году барон Штемпель ввел в устройство компаса изогнутые кольцеобразные пружины, парализовавшие горизонтальные колебания картушек. Позже, когда все возраставшая скорость судов сделала недостаточным и это приспособление, техник  Г. Добров в 1890 году  ввел еще одно усовершенствование: для изменения периода колебаний пружин в них вставлялись особые распорки. На тех же судах, где все эти меры оказывались недостаточными, с целью защиты чувствительного элемента от ударов и сотрясений при стрельбе, устанавливались особые дополнительные пружинные подвесы.

Создание нового класса кораблей – подводных лодок,  ставило очередные  задачи.

В результате плодотворной  совместной деятельности отечественных ученых и специалистов по магнитно-компасному делу были созданы, а после успешных испытаний запущены в серийное производство в Мастерской мореходных инструментов отечественные 5-дюймовые (127 мм) и 8-дюймовые (200 мм) жидкостные  магнитные компасы.  При этом  на подводных лодках устанавливалось одновременно два компаса. У  внешнего из которых, размещенного в ограждении рубки,  нактоуз мог легко сниматься при погружении.

В 1886 году Мастерская усовершенствует освещение своих компасов, устанавливая  два боковых фонаря.

За экспонированный на выставке в 1892 году в Санкт-Петербурге компас, с приспособлением, автоматически уничтожающем влияние от динамо-машины, его автор техник  Г. Добров был награжден бронзовой медалью. Еще через год в 1893 году, но уже на Всемирной выставке в Чикаго, посвященной 400-летию открытия Америки,  международное собрание экспертов назначило награды за все экспонаты русского морского министерства, в числе которых дефлектор Де-Колонга, дромоскоп А. Н. Крылова, устройство уничтожающие девиацию от динамо-машины Г. Доброва и компасы, представленные Главным гидрографическим управлением.

Исследования продолжились и в 1894 году в Мастерской создано приспособление для микрометрического движения к магниту измерителя в судовом дефлекторе.

Высокое качество работ Мастерской мореходных инструментов  вновь получило  официальное признание  в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, где Мастерской присужден диплом 1 разряда, а ее начальнику барону Штемпелю вручена серебряная медаль за усовершенствование в компасах.

В материалах, посвященных Всемирной выставке в Париже 1900 года, дается характеристика и самой Мастерской. «Главное производство состоит в изготовлении компасов и принадлежности к ним для всего Русского флота. Кроме того, Мастерская изготавливает барометры, протракторы и другие приборы, а также исправляет всякого рода приборы, присылаемые с судов флота и гидрографических экспедиций….» Также указывается, что «с 1870 по 1896 год объем производства возрос в 9 с лишним раз».