История

Дерзать и побеждать!

«…построить то строение самым добрым и чистым мастерством»

Санкт-Петербург не похож на другие города. Он появился в устье реки Невы по воле Петра Первого, словно вызов судьбе – у самых рубежей державы. Город  стремительно развивался, следуя определенному плану, постепенно выстраивая широкие проспекты и площади.

Центром нового города стала судостроительная верфь, которую назвали Главным Адмиралтейством. К ее строительству приступили в 1704 году по намеченным царем планам и откорректированным им же чертежам, на которых Петр собственноручно написал: «Сей верфь государственными работниками или подрядом, как лучше, и построить по сему». Следуя замыслу Петра, учреждалось огромное по тем временам предприятие по управлению кораблестроением, включающее в себя чертежные амбары, мастерские для заготовки корабельных деталей, изготовления блоков, приготовления пакли, пошивки парусов, кузницы.

Создание мощного военно-морского флота требовало оснащения военных кораблей и вспомогательных судов инструментами и приборами, необходимыми для определения их местонахождения в море. Для  указания курса корабля в те годы использовались сухие, то есть не заполненные жидкостью магнитные компасы, долгота и широта местопребывания определялась  секстанами и механическими часами, глубина моря под килем корабля измерялась с помощью троса, снабженного грузом. Скорость корабля, просчитывалась промежутком времени между прохождением через руку штурмана двух соседних узлов на тросе с деревянной пластиной на конце, опущенном в воду за кормой движущегося судна. Такие приборы, как компасы, секстаны, часы сначала покупались  в Голландии и Англии. Позже при Главном Адмиралтействе   наладили изготовление компасов для оснащения ими  строящихся судов. Работы велись вручную иностранными специалистами, в  помощники им  назначались   россияне. Однако такое кустарное изготовление  не могло удовлетворить быстро растущий флот.

 

 

27 мая 1721 года Повелением Адмиралтейской коллегии, подписанной полковником Норовым, вице-адмиралом Крюйсом  и адмиралом графом Апраксиным «…Приговорили по Именному Его Царского Величества Указу при адмиралтействе подле каналу, что к новой Голландии протекает… инструментальную длиною десять поперек шесть сажень делать… построить то строение самым добрым и чистым мастерством…оное строение зачать строить июня первого числа сего 721 году и достроить в надлежащую и чистую отделку к будущему 722 году в половину лета…» Фундамент мастерской был заложен при Адмиралтейской верфи 1 июня 1721 г. “по чертежу, как показано рукой его Царского Величества”.

С тех пор  дата  27 мая 1721 года, день создания Инструментальной  мастерской, первенца отечественного морского приборостроения, считается днем основания  Завода штурманских приборов.

Возглавить работы по изготовлению компасов, песочных часов, солнечных часов с компасом для определения “полудня в ясную погоду”, чертежных инструментов, зрительных труб и других приборов, а также «обучить различным ремеслам работный люд»  было предписано «компасных и часовых дел мастеру» голландцу Питеру Форму. При верфи числилось девять “компасников”, в задачу которых входило “...компасы мастерством делать и смотреть, чтобы иглы, на чем компас вертится, были остры и крепки и не скоро бы смалывались. Чтобы проволока на компасе к N и S была натерта магнитом, дабы компас мог быть верным, в чем надлежит крепкое смотрение иметь, ибо в том зависит ход и целость корабля”. После окончания компании, судовые компасы ежегодно сдавали в мастерскую для проверки. Компас петровского времени представлял собой квадратный деревянный ящик, в котором крепилось поворотное кольцо. Внутри этого кольца подвешивался медный котелок, на дне которого была укреплена острая шпилька, на которую опиралась картушка с намагниченной природным железняком стрелкой из отрезка проволоки. На стеклянной крышке котелка устанавливалось визирное устройство для определения азимутов светил.