Июнь 1941 года. Эвакуация

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Центральный Комитет ВКП(б) и Советское Правительство приняли чрезвычайные меры по переводу в кратчайшие сроки народного хозяйства СССР на военные рельсы. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 24 июня 1941 года  создан Совет по эвакуации, который должен был в кратчайшие сроки определить перечень предприятий и учреждений, подлежащих эвакуации.

 

В конце июня на срочном совещании руководящего состава Завода штурманских приборов с участием начальника завода инженер - капитана 1 ранга Спирякова Ильи Ивановича (на фото крайний слева), секретаря парткома Зайцева И. П. (второй слева), комиссара инженер - капитана Лисихина Николая Николаевича (третий слева), главного инженера военного инженера 2 ранга Бобышева Василия Константиновича (четвертый слева)  и представителя Ленинградского горкома партии было решено: с целью выбора места на востоке страны для размещения эвакуированной части завода делегировать в Москву в Совет по эвакуации главного инженера Василия Бобышева.

Из воспоминаний Бобышева В. К.,  записанных по просьбе Гидрографического управления ВМФ  в 1969 году:

«...Будучи главным инженером Завода штурманских приборов в гор. Ленинграде, сразу после вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз, я получил задание ехать в Москву в Госплан и подобрать там под руководством заместителя Министра Военно-Морского Флота адмирала Галлера, место для перебазирования части завода. Когда я прибыл в Москву в Госплан, там уже были представители многих предприятий, расположенных в западной части страны. Я, как и все другие представители предприятий, по документам Госплана отыскивал подходящие места, готовил соответствующие проекты, постановления правительства. Потребность в новых местах для предприятий и организаций была настолько велика, что пока оформлялись эти постановления, оказывалось, что соответствующие места уже отданы другим предприятиям. Мне, в частности, для расположения Завода штурманских приборов в Катав-Ивановске на базе весового завода и школы, удалось подписать постановление правительства только с четвертого захода, при этом находился я в Госплане круглосуточно порядка 7 суток....

Пока я подбирал место в Москве, в Ленинграде оборудование и кадры завода делились пополам и подготавливались эшелоны для эвакуации оборудования, материалов, инструмента, задела приборов и людей на новое место базирования. Я был назначен начальником завода, который надо было перевезти, смонтировать и начать работу на новом месте.

Эшелоны с оборудованием и людьми прибыли на станцию Катав-Ивановск в начале сентября 1941 года, я же в Катав-Ивановск прибыл раньше примерно за месяц...»

В течение июля-декабря 1941 года в восточные районы Советского Союза было эвакуировано 2593 промышленных предприятий, в том числе 1523 — крупных.

30 июля 1941 года первый начальник Катав-Ивановского завода штурманских приборов, инженер-капитан 2 ранга Бобышев В. К. и последний директор Государственного весового завода Устинченко Д. Т. подписали акт передачи завода Гидрографическому управлению Военно-морского флота.

Этим актом был начат новый этап в истории завода.

«...На месте оказалось, что для перевозки оборудования со станции Катав-Ивановск на территорию весового завода и школы необходимо на всем протяжении построить новую шоссейную дорогу, так как по всей этой трассе оказалась топкая, грязная дорога, по которой автомашины не могут проходить, - повествует далее Василий Константинович. - Для строительства этой дороги требовалось мобилизовать все население Катав-Ивановска, что мною было предложено на совместном заседании Райкома и Райисполкома Катав-Ивановска, руководители которых осторожно предупреждали меня на этом заседании, что поднять уральцев на это дело не так-то просто. Но я был уверен, что в условиях, которые пережила страна в тот момент, это сделать необходимо и возможно, и попросил на следующий же день собрать общее собрание всех жителей г. Катав-Ивановска и Запрудовки. На этом собрании я выступил с пламенной речью-призывом оказать немедленную помощь в строительстве дороги для скорейшего ввода в действие завода, продукция которого срочно необходима для фронта и в частности для флота.

К немалому удивлению некоторых тогдашних руководителей Катав-Ивановска, общее собрание жителей Катав-Ивановска и Запрудовки единогласно постановило всем от старого до малого мужчинам и женщинам, способным оказать какую-то помощь в работе, - выйти завтра на строительство дороги. Это постановление было выполнено.

На строительство дороги вышло почти все население. Мне управлять развернувшейся работой на всей трассе помог незабвенный мой Пегаш - конь, на котором я верхом объезжал все участки работ, принимал необходимые решения, давал указания, расставлял рабочую силу и т. д.

В результате дорога была построена в течение 4-х дней. Оборудование было срочно перевезено на место и смонтировано в течение порядка 2-х недель. Примерно через месяц после прибытия первого эшелона, завод начал производственный процесс на многих участках работы.

В это трудное время, потребовавшего максимального напряжения физических и духовных сил от всего советского народа, ленинградцы — работники Катав-Ивановского завода штурманских приборов и местное население Катав-Ивановска и Запрудовки, многие из которых сразу-же стали работниками завода в процессе преобразования и пуска завода действительно показали трудовую доблесть и безграничную любовь к своей Родине. Они не считались ни с чем для того, чтобы выполнить задания, данные в то время заводу.

Сейчас мне уже трудно вспомнить всех ближайших моих помощников по перебазировке и пуску завода в Катав-Ивановске, но среди них я не могу не отметить с самой лучшей стороны Телина Георгия Федоровича — главного инженера завода, Тюфяева Всеволода Константиновича - главного технолога завода, Лазарева Геннадия — начальника сборочного цеха, Стрелкова Петра — главного энергетика, Стецкого — начальника механического цеха и многих других работников завода того периода.

В начале 1942 года в Катав-Ивановске была переоборудована также радиотехническая лаборатория штурманского института ВМФ.

Я был отозван в Ленинград и передал дела по заводу вновь назначенному начальнику завода тов. Сигачеву Николаю Ивановичу».