Перспективы применения навигационного оборудования российского производства в средне и малотоннажном кораблестроении - Доклад второй

Тезисы доклада на конференции: "Перспективы применения навигационного оборудования российского производства в средне и малотоннажном кораблестроении"

Подготовлено по запросу Россудостроения ЦНИИ "Центр", Москва.

На сегодняшний день по информации Российского Агентства по судостроению в гражданском судостроении наметился некоторый подъем, связанный, прежде всего с необходимостью замены существующего гражданского флота, ресурс которого уже практически выработан.

В постройке находятся 94 судна и плавсредства 15-ти основных типов, из которых:

  • Сейнеры - траулеры - 23%
  • Сухогрузы - 21%
  • Танкера - 18%
  • Теплоходы ВиСП - 10%
  • Прочие - 27%

Строительство ведется на 24 крупнейших судостроительных заводах Российской Федерации, финансирует строительство 41 заказчик, из которых 14 судов (15%) иностранный заказчик, 80 судов (85%) - российский. Один из крупнейших российских заказчиков Газпром и его ближайшие партнеры, связанные с добычей, переработкой, перевозкой и продажей газо - и нефтепродуктов. Готовность судов:

  • Менее 30% -32 судна
  • От 30 до 50% - 15 судов
  • От 50 до 70% - 18 судов
  • От 70 до 90% - 14 судов
  • Более 90 % - 15 судов

Данные представлены в графическом виде. Судя по высокой в среднем степени готовности строящихся судов можно говорить о том, что в ближайшее время судостроительные верфи России будут готовы к активному принятию новых заказов.

Интересны и выгодны для судостроительных заводов долгосрочные проекты. Например, на ОАО "ССЗ "Северная верфь" строится серия из трех сухогрузов, в дальнейшем планируется заказ 40 судов этого проекта. На ОАО "Завод "Красное Сормово" заказанв серия из четырех сухогрузных теплоходов проекта 17310 и трех - проекта 19610. ГУП "Зеленодольский завод им. Горького" строит три теплохода для Ханты-Мансийска и пять пассажирских теплоходов для того же заказчика, Николаевский-на-Амуре ССЗ - серию сейнеров - траулеров в количестве пяти.

Оборонные заводы также приступили к постройке рыболовных судов. Например, Дальневосточный завод "Звезда" и ОАО "Восточная верфь", северодвинская "Звездочка". Наибольшими темпами строятся всевозможные катера: грузовые, пожарные, рыбопромысловые, представительские, туристские.

На диаграмме представлено процентное соотношение плавсредств в зависимости от области применения судна:

  • ОПП - обеспечение пассажирских перевозок 11 единиц (11,7%)
  • ОБ - обеспечение безопасности мореплавания 9 единиц (9,6%)
  • ОРФ - обеспечение рыболовного флота 25 единиц (26,6%)
  • ОСД - обеспечение сырьевой добычи нефте - и газопродуктов 20 единиц (21,3%)
  • ОКП - обеспечение коммерческих перевозок 27 едщиниц (28,7%)
  • ОИ - обеспечение исследовательских работ 2 единицы (2,1%)

Заметим, что для судостроителей зависимости без учета дедвейта мало показательны, но для поставщиков навигационного оборудования интересно именно количество строящихся единиц. В первую очередь насыщается рынок средне и малотоннажного кораблестроения. Предпочтение отдается судам типа река- море с недорогим и простым в обслуживании навигационным оборудованием. Выход из застоя, губительного для судостроения и для всех сопутствующих ему отраслей промышленности, наметился. Судить можно на примере Ассоциации рыбопромышленников Сахалина, объединяющих 112 компаний и имеющих всего 700 судов. За последние три года Ассоциация построила всего 2 судна. В 2001 году ими заказано 16 судов.