История
Для флота! Для победы!
- Подробности
- Просмотров: 8275
В период до 1941 года, Завод, входивший в состав предприятий ВМФ, освоил изготовление гирокомпасов, эхолотов, новых жидкостных магнитных компасов, точных секстанов, вертушечных электроконтактных лагов, механических лотов, аппаратуры для маяков и являлся единственным предприятием, обеспечивающим потребности флотов страны в навигационных приборах.
Практически все советские корабли и суда в те годы были оснащены продукцией Завода, не уступающей по своим характеристикам лучшим зарубежным.
С началом Великой Отечественной войны, уже в июле 1941 г. значительная часть оборудования и личного состава работников Завода была эвакуирована на Южный Урал, где быстро наладили выпуск приборов для флота.
Оставшиеся на основной площадке в Ленинграде работники обеспечивали в тяжелейших условиях блокады потребности Балтийского флота в ремонте приборов, изготовленных до войны и некоторых новых, в частности, аварийных магнитных компасов для подводных лодок.
«За успешное выполнение заданий Правительства по освоению и производству вооружения и боеприпасов» в январе 1942 года работникам завода были вручены ордена и медалями. Среди награжденных - старший мастер завода А. В. Лазарев, токари Г. П. Власенков и А. А. Игнатьев. В феврале 1943 года решением Военного Совета Флота «За отличное выполнение заданий командования в 1941-1942 гг.» высоких правительственных наград была удостоена большая группа рабочих, а работа завода была отмечена специальным приказом Наркома Военно-Морского флота.
Продолжалась активная работа по созданию новых штурманских приборов специалистами завода В. И. Дмитриевым, Н. А. Константиновым, В. Г. Прохоровым, В. М. Кимстач, С. Д. Смирновым, Б. А. Быковым, А. В. Перлиным, механиками В. В. Подобедовым, А. С. Богдановым, Северовым и многими другими. Указом Президиума Верховного Совета СССР в марте 1944 года коллектив работников был награжден орденами и медалями. В их числе старейший специалист завода Б. А. Быков, удостоенный ордена Ленина.
Великая Отечественная война поставила перед морским приборостроением новые вопросы. Внедренная на тральщиках система размагничивания приводила к резкому увеличению девиации (в отдельных случаях до 40°). Пришлось срочно дополнять компасы специальными соленоидами, усовершенствованными В.Я. Павлиновым и позволившими снизить девиацию до 1—2°. Нужны были упрощенные методы, которые позволяли бы приближенно уничтожать девиацию в условиях боевых действий. Эту задачу успешно решили Н. Ю. Рыбалтовский и Г. А. Вавилов.
В апреле 1944 г. группа офицеров гидрографического управления ВМФ, среди которых был и старший инженер НИГШИ ВМФ, много лет проработавший на заводе, инженер-капитан 1 ранга Орловский В. И., побывала в Америке с целью обмена опытом. Делегация ознакомилась, в частности, с применяемыми на кораблях ВМФ США приборами штурманского вооружения, и изучила некоторые из них, а также побывала на заводах, изготовляющих средства навигационного оборудования. Впоследствии зарубежный опыт был реализован в ряде конструкторских и технологических решений в опытных образцах перспективных изделий, реализуемых в единичных экземплярах для нужд военно-морского флота страны.
Закончилась война и начался новый, удивительный по своему размаху этап в мировом судостроении.
В 1945 году прибывшие из эвакуации и демобилизованные после окончания боевых действий из рядов Красной Армии заводчане приступили к восстановлению производства, разрушенного в годы войны.